Заметки заповедного фенолога. Лето запоздало, но совсем ненамного

Несмотря на затянувшуюся весну, летний сезон в горах заповедника начался всего лишь на 4 дня позже средних многолетних сроков – 10-го июня зацвёл шиповник. А вот в долине реки Сулём, в холодных низинах всё ещё продолжалась весна.


Начало сезона ознаменовалось недельными проливными дождями и грандиозным подъёмом воды в реках, какого не было даже весной во время таяния снега. С 7-го по 13-е июня на востоке заповедника выпало более 100 миллиметров осадков, что больше, чем обычно выпадает за этот месяц. На Дудке мощным потоком разрушило бобровую плотину, и теперь река низвергается через промоину шумным пенным водопадом.


Но, как говорится, нет худа без добра, влага «пробудила» грибы. Появились съедобные подосиновики и подберёзовики. Как рассказал госинспектор заповедника Дмитрий Адольфович Фурсаев, в окрестностях Верхнего Тагила, по опушкам леса на тёплых пригорках, пролитых дождями, грибы можно буквально косой косить.


Нынешний год можно назвать годом седмичника, чины Гмелина и княжика – так обильно и повсеместно цветут эти растения в заповеднике. Таких мощных генеративных побегов с множеством кремово-оранжевых цветков у этого вида чины не было уже несколько лет. Повсюду встречаются бело-кремовые колокольцы лианоподобного княжика сибирского: они на земле, если растения стелются по ней, они висят на берёзах, елях, пихтах, сухих деревьях, пнях, служащих тянущимся стеблям княжика опорой. А под пологом темнохвойных деревьев россыпь белых звёздочек цветков седмичника европейского – представителя таёжного мелкотравья.


Второй год в заповеднике много махаонов – одной из самых красивых наших бабочек. Пожалуй, больше всего их на вершине Большого Сутука, где можно наблюдать настоящий воздушный хоровод чёрно-жёлтых красавиц. А ещё нынешний год – год… навозников. Жуков несравнимо больше махаонов, эти чёрные летающие «бронемашины» повсюду.


Июнь – пора вылета и расселения взрослых особей скромного рогачика – редкого жука из Красной книги Свердловской области. «Скромный» – не эпитет, а его видовое название, данный, скорее всего, за скрытный образ жизни. Личинки рогачика развиваются в гниющей древесине, откуда потом вылезают и взрослые особи. При встрече с человеком жуки не спасаются бегством, а замирают в устрашающей позе, что позволяет их рассматривать и фотографировать. У рогачиков развит половой диморфизм: самцы отличаются от самок по величине и развитости жвал, или мандибул, – верхних парных челюстей ротового аппарата.


На востоке заповедника переполох – у больших пёстрых дятлов появились птенцы. Они ещё не очень крикливы, но непрерывно тихо стрекочут в дупле-гнезде, пока родители в поте лица собирают по окрестностям разнообразных беспозвоночных на прокорм потомства. Но стоит задержаться человеку в месте гнездования дятлов, тут начинается настоящий переполох. Вернувшиеся с промысла взрослые птицы, несмотря на набитые клювы, начинают истошно орать, отвлекая внимание непрошеного гостя на себя.


А в кратере многолетнего гнезда пары белых трясогузок, надёжно спрятанного от природных катаклизмов под кровлей одного из зимовий заповедника, шесть оперённых птенцов уже готовы к вылету.

 

Н. В. Беляева

 

20 июня 2022 года

Великолепная чина Гмелина
Жук навозник
Красавец махаон
Летний разлив реки Медвежки
Мать-кормилица - большой пёстрый дятел
Наступило лето
Первые подберёзовики
Первый подосиновик
Постоянное гнездо белых трясогузок
Прорванная бобровая плотина
Россыпь цветков седмичника европейского
Скромный рогачик, самец
Скромный рогачик, самка
Цветёт княжик сибирский
Другие новости